Влияние Пифагора на красоту

Влияние Пифагора на красоту

Влияние Пифагора на красотуПрирода и архитектура у древних греков составляют одно гармоническое целое. Художественный гений и вкус народа суммировали в своей деятельности все эстетические восприятия мира и претворили их в прекраснейшие образы зодчества.

 


То же самое следует сказать и о скульптуре. В соответствии наукой о гармонии в природе Поликлет изваял из мрамора «Дорифора» — идеальную по красоте мужскую фигуру, которую назвал «Канон», и написал книгу под тем же названием, ставшую настольной для скульпторов последующего времени. В книге он изложил математические основы созданного им шедевра, утверждая, что успех произведения искусства зависит от многих числовых отношений, причем всякая мелочь имеет значение. Мраморное изваяние художника произвело сильнейшее впечатление на современников. Тайна человеческих пропорций была увидена ими в точной симметрии всех частей.
Греческие скульпторы, от великих до малых, обладали поразительным чувством естества, пониманием красоты природных
изображенных ими торсах, в пластике рук, ног, головы видится расцвет жизни, биение ее пульса, полнота бытия. В человеческом теле была представлена ими самая прекрасная форма природы.


В греческой скульптуре человек выступает в единстве телесного и духовного начал как существо, вобравшее в себя все меры природы, ее вселенский масштаб. Он представляет собой безграничный малый космос, который исполнен великой гармонии. Родоп говорил: «Исполненные благоговения и любви к природе, они (греки.— И. С.) ее изображали такой, какой ее видели, и при всяком случае выказывали свое страстное поклонение живому голу... Нигде, ни у какого народа красота человеческого тела но возбуждала более чувственного обожания. На всех созданных ими формах трепещет какая-то восторженная нега... Жизнь бьет ключом и согревает трепещущие мускулы греческих статуй...» (Мастера искусства об искусстве. М., 1969, т. 5 кн. 1, с. 333). Древние греки, да и не только они любили гадание, с применениями различных магических предметов, атрибутов магии и др. 

Единство математики и красоты, искусства и космоса наиболее полно было выражено в пифагорийском учении о мировой музыкальной гармонии.
Изучив музыкальные интервалы, философы установили, что их соразмерность рождает благозвучие и что отношения созвучий заключаются в числах. В музыке, пришли они к выводу, заключена тайна гармонии. А так как весь космос установлен по закону гармонии, то он тоже есть музыка. Мир подобен музыкальному инструменту, настроенному определенным образом. Родилась мысль, что планеты — это звенящие стрелы, которые при своем круговом вращении издают звуки соответствующей высоты и силы. Из-за трения в космическом пространстве они не могут не звучать. Сливаясь, эти звуки образуют музыку небесных поющих сфер. Мы не слышим ее, потому что она звучит постоянно. Однако воображением своим можем ее постичь, и она прекрасна. Это самая торжественная и могучая музыка.

Comments:

Поиск по сайту

Советуем прочитать и эти статьи