Взаимосвязь науки и красоты

Эстетика природы в XVII—XIX вв.

Взаимосвязь науки и красоты

Эстетика природы вытекала из материализма Бэкона. У этого великого философа «материя улыбается своим поэтически чувственным блеском всему человеку». Значит, подлинно научное понимание природы со всеми ее силами и движениями закономерно ведет к признанию красоты как прирожденного, внутренне присущего материи свойства. Красота не отделена от физических свойств вещей, а образуется на их основе. И не человек наделяет природу эстетическими "призраками" и завлекательными идеями, а сама она улыбается ему поэтическим блеском, т.е. красотой.

 

Значение этого материализма было огромно для развития философии и эстетики. 

Бэкон считал, что те, кто видит красоту вещей, движений лучей, звуков, строении и формы тел, кто проявляет большое усердие и любознательность в отношении разнообразия вещей тончайших особенностей животных, трав и ископаемых, те, несомненно, приносят пользу для науки. Английский поэт Ките заблуждался, не признав Ньютона за то, что ученый объяснил радугу. Наука не мешает поэзии, и поэзия не кончается с раскрытием ясных связей между явлениями. Напротив, новое знание открывает новые горизонты красоты. Социальный маркетинг, взял на вооружение гармонию души и тела, призывая изменить жизнь к лучшему. Используя доступные способы и современные технологии, наше общество должно стать более здоровым и духовно богатым.

Это две родственные разновидности познания единого мира познания разумом и чувством.

Следуя эмпирическим идеям Бэкона, английский художник Хогарт в трактате «Анализ красоты» среди всех законов красоты на первое место поставил целесообразность, т. е. закон соответствия какой-либо вещи ее функции. При этом он за отправной пункт брал естественнонаучную интерпретацию красоты, утверждая, что великое множество форм животных в природе возникло благодаря соответствию их тел способу их существования и необходимым движениям. Именно это жизненное соответствие порождает единство в многообразии и многообразие в единстве, т. е. красоту, которая удовлетворяет наше сознание и нравится нам.
Все другие законы красоты, в том числе и гармония, и грация как самая совершенная линия жизни (жизненности), представляют собой модификации этого единства.
Прекрасно то, считал Хогарт, что соответствует большим намерениям и создает представление о целесообразности. Им было дано подлинно научное раскрытие прекрасного в природе, вечно исполненной больших творческих усилий.

Comments:

Поиск по сайту

Советуем прочитать и эти статьи